Как выбрать электрогитару: советы начинающим

В наше время магазины просто завалены инструментами каких угодно фирм, форм, технических возможностей, цен, не составляет труда подобрать примочки к ним. Можно приобрести инструмент «с рук», заказать гитару «ручной работы», даже сделать самому – в интернете много информации по этой теме. И начинающий любитель жёсткого (или не очень) звука порой теряется – какую гитару купить и какую примочку к ней подобрать (и сколько вообще их нужно – не секрет, что у профессионалов целые цепи «педалек», разные процессоры и комбики).

Есть, впрочем, такие пофигисты, которые относятся к этому делу проще – приобретают инструмент подороже… и играют на нём бесхитростный панк или постпанк, следуя принципу «главное – не быть, а казаться». В итоге деньги потрачены немеряные, а все возможности купленного инструмента остаются неиспользованными. Если такой гитарист претендует на завоевание ушей фанатов, выступления и даже запись альбома, то вскоре остаётся в недоумении – почему у него ничего не получается, у него же вон какая гитара! Да и сам по себе он – крутой чувак…

Как выбрать электрогитару: советы

Дело, однако, не в инструменте, а в умении играть (и в том, что именно ты играешь). Это как будто все понимают, но в последний момент забывают – наличие в руках «профессионального» инструмента затмевает желание учиться играть. Инструмент куплен – что же ещё нужно?

Начинающие команды имеют тенденцию приобретать сразу несколько инструментов. Дескать, чем больше у тебя гитар, тем ты круче. Но гитар много, а музыки всё нет.

Для сравнения достаточно привести семидесятые – восьмидесятые годы, когда разнообразие товаров было в разы меньше. Многие группы, даже имея «звёздный» статус, имели в своём распоряжении по одному инструменту на человека, причём инструменты, в большинстве случаев, довольно «бюджетного» уровня. Только когда группа развивалась, выходила за рамки «среднестатистической» группы в своём жанре, выдавала первоклассный материал – тогда музыканты могли себе позволить по-настоящему «профессиональные» и «навороченные» гитары. К этому времени они успевали выжать из своих «дешёвых» гитар больше, чем многие нынешние гитаристы на своих «американских Гибсонах». В частности – найти собственный «фирменный», узнаваемый звук. Хорошая гитара считалась культовым инструментом, и в руки «лузера» обычно не попадала.

Перелом наступил позже, когда дешёвыми копиями классических марок рынок наводнил Китай. Также дешёвые, но чуть более качественные гитары производит Корея.
Но изобилие товаров не привело к изобилию хорошей музыки. Удешевление инструмента означало лишь, что ценность отныне приобрело творчество само по себе – творчество суперпрофессиональных музыкантов или же не очень профессиональных, но находящих уникальные подходы и решения, не придерживающихся жанровых канонов или создающих новые жанры (по крайней мере, пытающихся). Как и раньше, мерилом настоящей, качественной музыки остаётся человек.

Как выбрать электрогитару

С чего начать?

И всё-таки большое количество гитар на пути становления музыканта – сегодня неизбежность. Проходя путь от полнейшего дилетанта до «уверенного в себе любителя», начинающий гитарист должен поменять несколько инструментов, чтобы найти свой. Инструменты «эконом-класса» предоставляют, скажем так, ограниченную комплектацию звуков, тембров, эффектов и возможностей. При грамотном подходе гитарист конструирует свой звук из большого числа «кирпичиков». Чтобы добавить новый такой кирпичик (освоить новый звук или эффект), нужно покупать новую гитару и примочку или, как вариант, самостоятельно совершенствовать свою (путём прикрепления более мощных звучков, замены струн и т. д.).
Не стоит бояться покупать самые дешёвые гитары, которые часто относят к «учебному» классу инструментов. Их даже предпочтительнее брать – как раз потому что они учебные.

Китайский «Флайт» — бросовый инструмент???

О дешёвых китайских и корейских гитарах часто отзываются негативно. Пишут, что при их выборе следует проявлять большую осторожность. Действительно, дешёвые инструменты часто отличаются соответствующим качеством изготовления, а не только предоставляемым звуком.
Пожалуй, самой популярной маркой «сверхдешёвых» гитар можно считать китайский Flight. Он же на многих тематических сайтах и самый ругаемый. Однако по собственному опыту могу сказать, что инструмент далеко не так плох, как о нём отзываются. За несколько лет эксплуатации он практически не подвёл. Он очень хорошо подходит для гитариста на той стадии, когда самое важное – попадать пальцами по нужным струнам и правильно зажимать аккорды, разучивать гаммы. В это время будущий гитарист чаще всего играет без перегруза и даже не подключает гитару к усилителю, так как звук сам по себе пока не важен. Но даже когда юный ученик перерастает эту стадию, Flight может некоторое время служить неплохим инструментом. Что у него есть: качественный (с точки зрения начинающего) звук на перегрузе и без него; переключение звучков, дающее несколько вариантов перегруза, даже чистый звук имеет свои отличия на каждом положении переключателя; две ручки регулировки, одна из которых регулирует громкость (это очень важный плюс, поскольку у инструментов более высокого уровня, особенно кастом-шоповских, ручка громкости на гитаре отсутствует или же работает «криво»; ручки «Флайта» регулируют громкость и тембр плавно); ручка тремоло (то есть на ней можно играть сложные соло, на ней можно даже «рубить митол»!); лёгкий вес и удобная форма. Особо стоит отметить хорошую окраску, особенно «фантастический» («космический») цвет кузова (в разных вариантах), благодаря чему этот инструмент можно использовать в первых выступлениях. В последнем случае, однако, не стоит выходить за пределы провинциальных ДК – уже потому, что расцветка «Флайта» довольно узнаваемая; гитарист с «Флайтом» в рок-клубе будет выглядеть «лузером», даже если он играет панк.

Конечно, недостатки у этого инструмента тоже есть. В первую очередь это всеми любимая (до скрежета зубовного) китайская распайка. Чаще всего из-за этого выходит из строя гнездо, могут «полететь» ручки регулировки. При включении перегруза гитара издаёт фоновый шум, иногда довольно сильный. Электроника внутри гитары не экранирована, это тоже усиливает фоновый шум. Ручка тремоло работает слишком туго (можно её чуть-чуть улучшить, если ослабить болты, которыми прикручен бридж), а при её использовании гитара быстро расстраивается. Другая проблема – гитаре очень не хватает сустейна, чему виной слишком простые звукосниматели и дешёвое дерево.

Звук «Флайта», прежде всего на перегрузе, можно охарактеризовать как «плоский». Это тоже следствие дешёвых звучков и дерева. На первых порах может показаться, что гитара выдаёт мощный дисторшн, особенно если подключать её не к процессору, а к «педальке». Но впоследствии музыкант понимает, что чего-то не хватает (причём много чего). Именно по этой причине мы можем рекомендовать Flight и другие подобные марки: начинающий гитарист, поигравшись с «плоским» звуком, быстро определит, чего именно ему не хватает в звуке, и в будущем ему будет легче ориентироваться, когда он станет покупать новую гитару. С этого и начинается профессионализм.

Можно попробовать улучшить звучание своей трёхтысячерублёвой гитары, сменив звукосниматели на более качественные, поставив более толстые струны. Это дополнительное достоинство дешёвых гитар: с ними можно сколько угодно экспериментировать, а если в результате сломаешь – потеря невелика, на карманные деньги можно купить новую.

Так ли нужно осваивать сперва акустическую гитару и только потом переходить на «электруху»?

Научиться играть на самом деле можно абсолютно на любой гитаре. Признанный виртуоз Сергей Маврин, действительно, начинал с обычной акустической гитары. Но вряд ли большинство знаменитых панков и металлистов несколько лет «гоняли» акустику, чтобы потом пилить забойные рифы и скоростные соло. Если играть переборы, классические аккорды, гаммы и тому подобные банальные вещи, то совершенно неважно, какая гитара у тебя в руках. Большинство рок-музыкантов сразу определяется с жанрами и стилями, в которых планирует играть, и здесь акустическое «полено», честно говоря, беспомощно. «Акустика» имеет более широкий гриф и большее расстояние между струнами, поэтому она может пригодиться для развития пальцев; но и это достаточно спорное мнение.

Как выбрать электрогитару: советы начинающим

Классическая акустическая гитара обычно рекомендуется из «традиционалистских» убеждений. Никакого рационального объяснения такому предпочтению мы никогда не встречали. Даже цена инструмента – не аргумент: дешёвые «электрухи» стоят меньше, чем недорогие «акустики».

Процессор или педаль эффектов?

Есть две породы рок-гитаристов (и гитаристов вообще). Одни горой стоят за процессоры. Других от процессоров воротит – только педали, только хардкор. В самом деле, большинство серьёзных гитаристов процессоры не используют.

Прежде всего дело в самом звучании. Упрощённо говоря, педаль выдаёт настоящий перегруз, а процессор – лишь цифровую имитацию перегруза. Качество звука в большинстве процессоров заметно ниже, чем звука, исторгаемого педалью. Наконец, процессор ограничен в «изобретении» собственного звучания – он предлагает лишь образцы звуков, созданные кем-то другим. Процессоры убирают лишние шумы, но делают это слишком «тотально» — шумы до определённой степени придают звуку особую окраску. Часто процессорный звук выходит «слишком цифровым», в то время как необходим более живой и естественный.

С другой стороны, процессор имеет небольшие размеры по сравнению с педалбордом. Процессор позволяет настраивать и запоминать различные варианты перегруза и прочих эффектов и легко переключаться между ними. Поэтому процессор можно рекомендовать для начинающих гитаристов, а для «более профессиональных» — как запасной вариант. Например, если нужно дать концерт в «авральном режиме» — гораздо проще взять небольшой процессор с готовыми настройками, чем таскать «мольберт» с десятком педалей. Собственно, педалборд собирается гитаристом постепенно, в течение многих лет, и по его размеру можно в определённой степени судить о профессионализме музыканта: чем больше педалей, тем больше крутых эффектов и гениальных мелодий может выдать данный гитарист.

И в заключение…

Самое главное, что нужно знать начинающему гитаристу, имеющему большие амбиции: чтобы научиться играть на гитаре, надо играть на гитаре. Гаммы, упражнения, музыкальная теория – всё это, конечно, необходимо, но основное внимание обладатель гитары должен уделять импровизации.

Нужно просто играть, создавать какую-то музыку, как можно больше и разнообразнее. Определённую форму эта музыка будет приобретать постепенно, но форма – это конечный результат творчества. Нужно стараться даже из имеющегося минимума (минимум изученных приёмов собственно игры на гитаре, минимум возможностей инструмента) извлекать максимум. Умение импровизировать позволяет достаточно быстро овладеть инструментом, сколотить группу и начать первые выступления.

Загрузка ...